Четверг, 07 марта 2013 11:44

В дыму жизни

Президент подписал закон об ограничениях на курение и продажу табака. Борьба за здоровье нации это, конечно, правильно. Есть, однако, два момента, вызывающих вопросы. 

Первый — если внимательно почитать закон, то он идет далеко вперед по сравнению с европейскими и даже американскими запретами, ряд его статей диковинны и трудновыполнимы. 

Второй — власти, как это с ними часто случается, идут по пути самых простых шагов вместо того, чтобы комплексно подходить к здоровью граждан. Запретить — самый распространенный подход ко всем сферам жизни. 

Вот, к примеру, потребление табака. Это не просто закурить сигарету или трубку. Это курение, сосание, жевание и даже нюхание табачных изделий. То есть если следовать этому пункту, само действие по выниманию пачки сигарет и вдыханию аромата относится к административному нарушению. Вынул — нюхнул — попал. А ведь известно, что курильщики, особенно, кстати, те, кто пытается бросить, иногда просто открывают пачку и, сморщив нос, с удовольствием втягивают запах сигарет. Так им кажется, что вроде и вдохнули, и не покурили.

Или прекрасные указания торговым сетям. Информация о табачной продукции доводится продавцом до покупателей "посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков". Демонстрация самой сигаретной пачки может осуществляться, но лишь по требованию покупателя и только после того, как он ознакомился с черно-белым прейскурантом.

Это творческий подход. До такого еще не додумалась даже сдвинутая на своем здоровье Америка. Больше того — это особенно всегда убивает приезжающих — сигареты, сигариллы и табак в Америке в основном продаются в… аптеках. И их можно посмотреть и пощупать, что совершенно не мешает нации бороться с курением. 

С пляжами даже Америка еще не зашла так далеко, как шагнет Россия. Запрет на курение будет введен, согласно закону, "в границах территорий, занятых пляжами". Очень интересно посмотреть, как специальные наряды будут бегать по черноморскому побережью, гоняя курильщиков. Но еще интереснее понаблюдать, как будет осуществляться этот запрет у станций метро и особенно железнодорожных вокзалов, мест особо экологически чистых, милых и приятных во всех отношениях…

Закон запрещает розничную торговлю сигаретами в помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов (магазины duty free под запрет не подпадают). Это возможно реализовать в больших городах с развитой инфраструктурой, но что делать небольшим населенным пунктам, где за зданием вокзала может начинаться лес, поле и просто жилой массив? Этим людям, сошедшим с поезда или автобуса, куда бежать, если они хотят купить сигареты? 

Или вот курильщики, которые работают в органах госвласти, а такие есть даже в Кремле и правительстве. Будет запрет на курение "в помещениях, занятых органами госвласти" и местного самоуправления. Вопрос: они будут выбегать на Красную площадь или Краснопресненскую набережную? 

Если же отойти от деталей и рассмотреть сам подход, то становится еще печальнее. В большинстве своих действий власти все время идут по самому простому пути — запретить. Митинги, шествия, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, курение. 

Все запретить при полном отсутствии каких-либо иных действий, снимающих остроту самой проблемы.

Недавно приводились цифры — 28 тысяч человек погибло в России в 2012 году в ДТП. Это притом что в стране и дорог-то нет. Для сравнения — в США в 2010 году погибло 32 тысячи человек. Стоит напомнить: при населении, более чем вдвое превышающем российское, и при плотности дорог, более чем в 15 раз превышающей российскую! Чем отличаются дороги в Америке от российских, как они выглядят и с какой скоростью по ним едут, объяснять не надо, достаточно посмотреть фильмы. Через всю страну тянутся многорядные highways. 

Любопытно еще другое: показатель был самым низким с… 1949 года. В частности, цифра погибших в 2010 году была на 10 с лишним тысяч меньше, чем в 1990 году (тогда на дорогах США погибло почти 47 тысяч). То есть дорожная сеть развивается, население увеличивается, число автомобилей в домохозяйствах растет, а смертность в ДТП падает!

Потому что и при строительстве дорог, и в повседневной жизни американцы думают о том, как минимизировать вероятность инцидента. Даже правила дорожного движения штатов (в США нет единых ПДД, в каждом штате свой дорожный кодекс) на две трети состоят не из описаний, кто куда поворачивает: трамвай, грузовик или велосипед, а из напоминаний о безопасности. О том, как важно ехать осторожно, как немедленно нужно остановиться, почувствовав усталость, как проверить периметр машины, прежде чем отъезжать от тротуара, потому что в "мертвой зоне" могут быть ребенок или собака.

То же с курением. Туристы, приезжающие в США, восклицают: ах, какой тут воздух! Да, потому что к здоровью страна подходит комплексно, включая экологические требования к предприятиям и машинам. В России, как водится, пошли по иному пути. Бросьте сигарету и встаньте под КамАЗ или "Икарус", подышите свежим воздухом…

Показательна была история с переходом на "Евро-3". В Евросоюзе действует "Евро-5", скоро вступит в силу "Евро-6", Россия едва-едва ввела "Евро-3". Как же — у нее же девять десятых транспортного парка не соответствует более высоким стандартам. То есть чадит и воняет. Но этот факт никого не беспокоит с точки зрения здоровья нации.

Равно как и состояние рекреационных зон, многие из которых попросту загажены, потому что этим тоже никто не занимается. Даже вывоз мусора осуществляется во многих регионах через пень-колоду. Стоит лишь посмотреть, как выглядят периметры многих дачных поселков и прилегающих к ним лесов и полей. Пляжи, на которых будет нельзя курить, без сомнения, являются в России также образцом чистоты, ухоженности и безопасности.

Но с этого ракурса здоровье нации также никого не заботит. Возможно, в том числе потому, что те, кто принимают решения, действительность в этом разрезе либо не особенно видят, либо не особенно ею интересуются. На престижных направлениях с мусором все в порядке, древние автобусы там давно не бегают, а машины по определению не чадят, потому что это только иномарки высокого класса. 

Что касается остальных, то новый запрет, конечно, уменьшит число курильщиков, хотя бы в силу того, что некоторым просто лень будет бегать в "специально отведенные места", особенно по морозу. Но в целом он вряд ли существенно скажется на здоровье нации, цифрах смертности от инфарктов, алкоголизма, рака, бытовых инцидентов. 

Низкое качество российской жизни измеряется не только и не столько табачным дымом, а совсем другими характеристиками.

Источник

Просмотров 4794

Сообщество вейперов

Статистика

Статистика
Всего Участников: 105
Всего Альбомов: 4
Всего Фото: 4
Всего Видео: 5
Всего Активность: 47
Всего Мероприятий: 1
Premium Joomla Templates